Электромобили – это, по сути, гигантские powerbank. Многие из моделей умеют раздавать энергию внешним потребителям и даже возвращать обратно в сеть. Это называется «двунаправленная зарядка» (V2G). Немецкие эксперты решили выяснить, сокращает ли эта функция срок службы аккумулятора. Результаты – любопытные!
Исследовательская группа сравнила три сценария зарядки. Быструю зарядку до 100% и двунаправленный режим V2G эксперты сравнили с эталонной интеллектуальной зарядкой от 20 до 80%. Они взяли одинаковые батареи 58 кВт/ч выполнили столько циклов, сколько в среднем набегает за 10 лет эксплуатации. Вот что получилось:
Получается, что при регулярном использовании электромобиля в качестве буфера энергии «старение» аккумулятора происходит довольно медленно. Сам по себе факт старения отрицать нельзя: каждый лишний цикл зарядки/разрядки приводит к деградации аккумулятора, иными словами, «циклическому старению».
Но есть важный нюанс: в ЕС, где технология V2G поставлена на коммерческие рельсы, финансовый эффект от возврата энергии в сеть ощутимо выше потенциального снижения ресурса батареи.