Рынок легковых автомобилей в январе вырос на 77% к прошлому году, но оказался ниже докризисного. Продажи в начале года продолжали стимулировать скидки и акции от импортеров и дилеров, оставшиеся с прошлого года, но спрос все-таки остается ограниченным из-за эффекта от высокой ставки ЦБ. В феврале акции даже увеличились, говорят дилеры. Но оптимизма по усилению спроса на рынке нет, в том числе из-за динамики курса и нежелания части клиентов тратить средства на автомобили при нынешних условиях по вкладам.
Продажи легковых автомобилей в январе выросли на 77,3%, до 80,2 тыс. штук, подсчитал «Автостат» на основе данных ППК. Такой активный рост связан с низкой базой прошлого года, вызванной падением производства машин в РФ и еще не восстановившимся импортом. Рынок вернулся к докризисным показателям продаж только летом 2023 года, но уже осенью на фоне повышения ставки ЦБ реализация машин вновь затормозилась. По сравнению с январем 2022 года продажи оказались ниже на 6,7%, а по сравнению с декабрем 2023 года — на 32,9%.
Начало года — традиционно низкий сезон на авторынке, однако спрос на новые автомобили в январе превзошел ожидания, говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский. Продажам способствовало то, что на автомобили продолжили действовать большинство акций, которые были актуальны в прошлом году, в том числе и новогодние, например скидки за кредит и трейд-ин, прямые поддержки от импортера, а также различные дилерские предложения, поясняет господин Каменский. Кроме того, продолжает он, «внимание покупателей привлекают новинки, которые в большом количестве продолжают поступать на рынок». Директор по коммуникациям «Автодома» и «Автоспеццентра» Анна Уткина также говорит, что спрос был стабильным, но умеренным, «по большинству китайских брендов сейчас есть реально выгодные программы поддержки». В «Борисхоф» говорят, что даже смогли закрыть январь выше внутренних планов. «Некоторые бренды в нашем портфолио показали декабрьский уровень продаж»,— отметили там.
Лидер рынка все еще Lada — реализация легковых машин бренда составила 22,3 тыс. штук, что на 26,4% больше, чем годом ранее. Сам АвтоВАЗ, используя данные дилеров, дает более низкие продажи — 20,8 тыс. штук (рост на 19,3%).
Бестселлером среди иномарок, согласно сообщению «Автостата», стал Haval (рост продаж в 2,3 раза, до 9,6 тыс. штук). Остальные места в топ-5 также у брендов из Китая: Geely (рост в 2,5 раза, почти до 9 тыс. штук), Chery (на 59,5%, до 8,8 тыс.), Changan (рост в 16,5 раза, до 4,9 тыс.).
В модельном рейтинге лидируют наиболее бюджетная Lada Granta (10,2 тыс. штук) и седан среднего массового сегмента Vesta (5,4 тыс.). При этом реализация первой сокращается на 14,2%, тогда как Vesta — растет в 13,4 раза за счет низкой базы. Lada Vesta до начала кризиса была наиболее продаваемой моделью АвтоВАЗа, но ее выпуск приостанавливался в 2022 году, и в январе 2023 года распродавались лишь остатки со складов. Производство Vesta возобновилось только весной 2023 года. Наиболее популярной же иномаркой остается кроссовер Haval Jolion (рост продаж в 2,7 раза, до 4,3 тыс. штук) — это единственная модель китайского бренда в топ-10 рынка, которая выпускается в РФ.
В «Авилоне» ожидают сохранения в феврале стабильного интереса покупателей.
В «Борисхоф» добавляют, что в феврале большинство брендов увеличили поддержку продаж автомобилей 2023 года производства. Тем не менее ключевые факторы для рынка — неопределенность курса и высокая ключевая ставка, говорят там, «первое влияет на цены, второе — на спрос».
Анна Уткина полагает, что спрос в феврале может быть активнее января, но также указывает, что все будет зависеть от внешних факторов. «Решение ЦБ по ключевой ставке сейчас является основным из них,— поясняет она.— Дорогие автокредиты и выгодные предложения по вкладам, безусловно, сдерживают покупателей». Впрочем, годом ранее в феврале было продано всего 56,2 тыс. новых легковых автомобилей, поэтому весьма вероятно, что и в этом месяце авторынок покажет рост из-за эффекта низкой базы.
Источник : kommersant.ru