Известия: У Пети было три лимона: почему дорожают автомобили

21.02.2024
Известия: У Пети было три лимона: почему дорожают автомобили

Автомобили в 2023 году подорожали почти на четверть, а средневзвешенная цена приблизилась к 3 млн рублей. Моделей дешевле 2 млн на рынке осталось полтора десятка. Эксперты говорят о затоваривании дилерских складов. Что будет с ценами в ближайшее время — выясняли «Известия».

Цены бьют рекорды

По итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля достигла 2,96 млн рублей, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Рост в сравнении с 2022 годом составил 24%. Для сравнения: в 2020 году этот показатель показывал рост 7%, в 2021-м — 18%, а в 2022-м — 20%. В 2019 году средний ценник достигал 1 млн 556 тыс. рублей, таким образом, за пять лет он вырос почти вдвое.

— Причины подорожания очевидны: серьезные колебания курса рубля в течение года, а также повышение ставок утилизационного сбора, — отметил в разговоре с «Известиями» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Те же причины называют и представители дилерского сообщества.

— В 2023 году основными драйверами роста цен стали рост курса юаня по отношению к рублю на валютных торгах, рост ставки утильсбора, а также стоимости логистики, — отметил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

В пресс-службе «Борисхоф» добавили, что валютный курс также оказал влияние на стоимость автомобилей, особенно ввозимых параллельным импортом.

Меньше двух

Сейчас в ценовом сегменте до 1 млн рублей остались только две модели — Lada Granta (699,9 тыс. рублей) и Lada Niva Travel (829,9 тыс. рублей). В сегменте от 1 до 2 млн — еще 13 моделей, причем некоторые присутствуют здесь номинально — то есть в данный ценовой диапазон попадает только базовая версия машины, остальные комплектации дороже. Исключение — Lada Vesta и Niva Travel, внедорожники УАЗ, а также считаные иномарки — седан Changan Alsvin и кроссоверы Livan X3 Pro и JAC JS3.

При этом автомобили в минимальной комплектации пользуются слабым спросом, отмечают дилеры.

— Как показывает практика, клиентам интересней машины в более насыщенных опциями оснащениях, нежели базовые. Это следует из трансформации спроса от корейских и европейских марок в сторону китайских производителей, — рассказал Ренат Тюктеев.

Затоваривание

Аномальный рост цен к концу года привел к затовариванию дилерских складов — на них скопилось порядка 200 тыс. непроданных машин. Некоторые российские заводы столкнулись со сложностями в реализации своей продукции. В частности, завод «Москвич» по итогам 2023 года выпустил 31 тыс. машин, отгрузил дилерам 19 тыс., а продал только 15,3 тыс. штук. Липецкий «Моторинвест» при планах продать 6 тыс. электромобилей Evolute смог реализовать чуть более 2 тыс.

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) отметили, что уже несколько месяцев идет снижение покупательской активности, в том числе из-за дорогих кредитов. В итоге скидки на некоторые новые автомобили к концу года достигли нескольких сотен тысяч рублей. Эта практика сохраняется и в новом году.

— По многим брендам продолжают действовать скидки за кредит и сдачу своего автомобиля в трейд-ин, а также поддержки от импортеров. Всё это направлено на удержание спроса, — отметил Ренат Тюктеев.

В РОАД обратили внимание, что в первую очередь снижение цен идет не на минимальные комплектации, которые продолжают быть в дефиците по некоторым брендам.

Пошли в рост

В январе рекомендованные розничные цены (РРЦ) на некоторые автомобили продолжили рост, отмечают аналитики «Автостата». Так, модельный ряд Geely, включая кроссовер Belgee X50, прибавил 10–20 тыс. рублей. Автомобили «УАЗ» 2024 года выпуска подорожали на 35–105 тыс. рублей. Наконец, на 10 тыс. рублей выросла цена кроссовера Livan X3. Бестселлер Haval Jolion с обновлением прибавил не только в оснащении, но и в цене, — на 30–50 тыс. рублей в младших комплектациях и на целых 200 тыс. в топ-версии.

Автопроизводители готовят новинки в более дорогих сегментах — большие кроссоверы и внедорожники, электромобили и гибриды. АвтоВАЗ продолжает насыщать свои модели опциями и добавлять более дорогие версии. Одновременно руководство предприятия вместе с Минпромторгом прорабатывает меры, которые позволят сохранить цены 2023 года на ряд самых социально востребованных и базовых моделей.

— Повышение цен на автомобили является неизбежным в условиях растущей инфляции и санкций. Однако цены растут не так стремительно, как раньше. В 2024 году планируется увеличение количества марок на автомобильном рынке, что приведет к высокой конкуренции и, соответственно, ценовой борьбе, — рассказали в пресс-службе «Борисхоф Россия». Там также отметили, что на данном этапе присутствует не так много позиций в бюджетном сегменте, в 2024 году ситуация может измениться.

В пределах инфляции

Сергей Бургазлиев заявил, что на данный момент не видит предпосылок к какому-то катастрофическому повышению цен на автомобили.

— Сейчас с учетом большого количества машин, скопившихся на складах, практически у всех брендов действуют различные скидки и акции. Импортерам и дилерам нужно освобождать склады для новых партий машин и обосновывать квоты на них. Совершенно точно они дешеветь не будут, но при этом, если не произойдет падения рубля по отношению к юаню и доллару, а также если вновь не поднимутся ставки утильсбора, рост цен на машины будет, скорее всего, в пределах инфляции, — отметил Бургазлиев.

Представитель «Авилона» в текущих условиях прогнозирует незначительный рост в пределах 2–3% в квартал. Он добавил, что данная динамика возможна при условии отсутствия существенных колебаний курса рубля.

В РОАД подчеркнули важность господдержки и выразили надежду, что будут приняты меры по возвращению госпрограмм льготного кредитования и пересмотру ключевой ставки в меньшую сторону.

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что программы льготного автокредитования сохранятся в 2024 году.

Источник : https://iz.ru/1647157/evgenii-bagdasarov-kirill-sazonov/u-peti-bylo-tri-limona-pochemu-dorozhaiut-avtomobili

Показать еще
Свернуть
Крупнейший дилер России
Более 1 300 сотрудников
10 локаций
в 3 городах
30 лет на автомобильном рынке
20 брендов в портфеле компании
arrow
БорисХоф использует файлы cookies (кукиc) для проведения аудита и сбора статистической информации, чтобы оптимизировать работу и функциональность этого сайта, сделать его более удобным для Вас. Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookies (кукиc). Подробнее о том, как мы используем эти данные, можно узнать в Политике cookies. Также Вы можете ознакомиться с используемыми на сайте рекомендательными технологиями.
Скрыть